Макс Мосли недавно вновь обрушился на Формулу-1 с критикой: по мнению бывшего президента ФИА, участие в Гран-при обходится участникам слишком дорого. Мосли обратил внимание на давнее предложение об ограничении бюджетов и, разумеется, не упустил возможности напомнить: если бы он оставался у руля, эти меры были бы предложены командам без права на отказ.
Мосли оказался не одинок. Ещё раньше (и на четвёртый год руководства конюшней Ф-1) Эрик Булье, шеф «Лотуса», тоже обнаружил страшную правду: стоимость участия в Формуле-1 требует немедленной коррекции. Француз привёл в пример «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседес», которые тратят огромные деньги на доработку болидов, и пожаловался: «Лотус» такой темп расходов поддержать никак не может.
Обиды Булье выглядят нелепо и похожи на недовольство человека, живущего не по средствам и призывающего общественность немедленно одолжить ему денег. Формула-1 не отличается от остального мира: если ты постоянно тратишь больше, чем зарабатываешь, то финал твоей истории будет драматичным. Лопес и коллеги, покупая в 2009 году команду Формулы-1, не озаботились чётким планом её финансирования - и сегодня им никто не поможет. Кому тут пожалуешься?
Но, разумеется, болельщики Ф-1 относятся к таким новостям настороженно: перспектива потери крупного и относительно успешного коллектива никого не радует. К тому же, в пелотоне есть «Заубер» в опасном положении, «Уильямс», похожий на «Тиррелл»; «Форс Индия», финансирование которой может угаснуть в любой момент, и глубоко убыточные «Маруся» и «Кэтерхэм». Если разобраться, только две команды в состоянии автономно поддерживать сами себя - «Феррари» и «Макларен». Ещё три коллектива - «Мерседес», «Ред Булл» и «Торо Россо» - обладают долгосрочным финансированием, позволяющим чувствовать себя спокойно. Если применить к Формуле-1 жёсткий критерий финансовой состоятельности, в пелотоне остаётся всего пять конюшен. Что делать?
Точно не урезать расходы запретительными мерами. Макс Мосли сильно лукавит, вспоминая про план ограничения расходов. Команды Формулы-1 структурированы очень сложным образом: «Мерседес» использует инфраструктуру материнского концерна, а «Феррари» легко может растворить некоторые статьи расходов в отчётности FIAT. При желании бухгалтеры спрячут всё - совершенно законными способами.
Лучшие меры - бездействие. В рыночной экономике после надувания очередного пузыря происходит неизбежный кризис. Мировая рецессия 2008 года - её последствия почувствовала на себе в том числе и Формула-1 - началась после того, как в США лопнул пузырь ипотечного кредитования и связанных с ним финансовых инструментов. Американцы неожиданно прозрели: оказывается, нельзя покупать дома в кредит, если ты не в состоянии ежемесячно погашать долг банку.
Расходы маленького, но гордого государства годами превышают доходы, дефицит бюджета постоянно увеличивается и компенсируется всё большими внешними заимствованиями - сценарий греческой экономической катастрофы. В Испании настроили никому не нужной недвижимости, пустых аэропортов и безлюдных шоссе - на заёмные банковские деньги - и вся страна расплачивается за это крупнейшим в послевоенное время кризисом.
Но Формула-1 всегда считала, что элементарные экономические законы - не для неё. Многочисленные владельцы непонятного происхождения сначала влезали в сложный бизнес и только потом начинали судорожно соображать: а как же удержаться на плаву?
Кризис, впрочем, несёт оздоровляющий эффект и часто является коррекцией - все излишества и неэффективные явления, которые привели к раздуванию пузыря, им безжалостно вычищаются. Обычно в кризис у компаний и простых людей открывается второе дыхание и способность креативно решать проблемы. Подобная встряска необходима и Формуле-1. После банкротства нескольких команд Формулы-1 вопрос ограничения бюджетов решится сам собой. Отчасти именно это и произошло после тяжёлого сезона 2009 года - с тех пор расходные части «конюшен» значительно снизились. По мере роста экономики об ограничениях забыли и только сегодня вновь подходят к старым проблемам.
Жёсткий подход и принцип выживания сильнейших в Формуле-1 не является новостью - в Ф-1 80-х и начала 90-х постоянно присутствовали 4-5 крупных коллективов, окружённые хороводом мелких участников. Они приходили, уходили, сливались, меняли владельцев и в итоге тихо умирали. Понятие «большая четвёрка» («Уильямс», «Феррари», «Бенеттон», «Макларен») известно каждому болельщику с 20-летним стажем. Стоит отметить ещё одну неприятную для небольших команд истину: за них почти никто не болеет, никто не станет оплакивать их уход, и объём почти полумиллиардной ТВ-аудитории никак не пострадает.
Как компенсировать сокращение числа машин в пелотоне? Вариантов немало, среди них создание дублирующих команд с клиентскими автомобилями или запуск коллективов с тремя болидами. В последнем случае дополнительные кокпиты могли бы заполнить молодые пилоты - вся система их продвижения в Формулу-1 сейчас безнадёжно пробуксовывает.
Но возможного банкротства отдельных команд Формулы-1 бояться не стоит. Наоборот, в текущей ситуации это прекрасный способ оздоровить ситуацию. Иногда для излечения болезни необходимо срочное хирургическое вмешательство, откладывать которое - смерти подобно.